Велопробег "Петр Великий" 1996 г.
(Мурманск - Заандам)


    Международный велопробег "Петр Великий" был посвящен 300-летию Российского Флота и 300-летию пребывания Петра I в Нидерландах. Город Заандам - это именно тот город, где Петр I начинал учиться строить корабли. В Заандаме есть дом-музей Петра, а также памятник Петру I, подаренный городу в 1912 г. Николаем II.
    Велопробег "Петр Великий" состоялся с участием 18 голландских и 18 русских велосипедистов по маршруту Мурманск - Заандам (это 20 км от Амстердама). Проходил по территории России, Белоруссии, Польши, Германии и Голландии. Всего проехали 4836 км на гоночных велосипедах за 30 ездовых дней и 10 дней отдыха, всего 40 дней.
    Вещи везли машины сопровождения. Безопасность движения обеспечивали машины ГАИ и дорожной полиции. Была большая культурная программа. Возраст участников с российской стороны - от 20 до 55 лет , с голландской стороны - от 37 до 63 лет. В велопробеге участвовали 2 русских девушки 20 и 22 лет. Одна из них одновременно исполняла обязанности переводчика. Общение проходило на английском языке.
    Старт велопробега состоялся 29 июля, на следующий день после дня ВМФ, с центрального стадиона г. Мурманска. На старте присутствовали Евгений Комаров и бургомистр г. Заандам. Голландцы прибыли к месту старта военно-транспортным самолетом "Геркулес" ВМФ Нидерланды. Этим же самолетом был доставлен груз гуманитарной помощи для Североморской больницы на сумму 30 тыс. долларов. Финиш велопробега состоялся 7 сентября 1996 года в г. Заандам на площади царя Петра. В Голландии в это время проходила неделя Петровских дней. Велосипедистов встречала принцесса Маргарет - сестра королевы Биатрис и адмирал И.В.Касатонов. В Амстердаме в это время находился с дружеским визитом корабль Балтийского флота "Перекоп".
    Организаторами велопробега были Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации Мурманской области (председатель - В.А.Логинов) и Ротари-клуб г.Заандам (председатель комитета - Ханс Бакс). Целью велопробега, благодаря голландцам, был сбор средств для оказания помощи детским лечебным учреждениям г. Североморска.
    Организатором велопробега с Голландской стороны был Ротари-клуб г. Заандам. Вы конечно знаете, чем занимаются Ротари-клубы. В нашем случае Ротари решили с помощью велопробега собрать деньги для какого-нибудь полезного дела и выбрали в качестве этого дела помощь детским лечебным учреждениям г. Североморска. Во всех сообщениях о велопробеге у голландцев говорилось о том, что главная цель велопробега - сбор средств для детской Североморской больницы. В Польше, Германии и Голландии велопробег встречали Ротари-клубы. Они брали на себя размещение и питание, а также вносили деньги в фонд помощи Североморской больнице.
    Всего по территории Польши, Германии и Голландии ими было собрано 250 тыс. долларов США. На эту сумму голландцы закупили медицинское оборудование и доставили его военнотранспортным самолетом "Геркулес" в Североморск. Впоследствии голландцы повторили поставку в Североморск медицинского оборудования, погрузив его в Польше на десантный корабль Северного флота, который был там на ремонте.
    Велопробег был хорошим уроком того, как можно и нужно организовывать международные спортивные мероприятия. Первая официальная встреча по велопробегу состоялась в Заандаме в октябре 1995 г. С российской стороны там была группа во главе с председателем областного спортивного комитета В.А.Логиновым. Была достигнута договоренность о том, что до белорусско-польской границы все обеспечивает российская сторона, а после, т.е. по территории Польши, Германии и Голландии все вопросы, включая возвращение обратно самолетом, берут на себя голландцы.
    В Голландии практически сразу после этой встречи началась планомерная работа по подготовке велопробега. В Ротари-клубе г. Заандам был создан специальный комитет, под руководством которого все крутилось, как настоящий ротор. Была развернута широкая компания в прессе, благодаря чему около 20 фирм, заплатив деньги или предоставив свои товары и услуги, получили право размещения рекламы на велоформе участников или автомобилях сопровождения велопробега. Было изготовлено по 2 комплекта специальной велоформы для всех участников: шлемы, велотрусы, веломайки. Были найдены участники, которые заплатили по 10 тысяч гульденов за право участия в велопробеге. При этом комитет помогал им найти спонсоров.
    По вполне понятным, объективным причинам события развивались у нас не так быстро. Нашу деятельность чаще всего можно было сравнить с другой частью двигателя - его статором. Несмотря на многочисленные встречи с членами Ротари-клуба г. Мурманска (Ю.Н.Мясниковым, В.В.Чачиной, А.П.Фалеевым), такого участия в подготовке велопробега, как хотелось бы, к сожалению не произошло.
    Историко-культурный морской центр при правительстве России, возглавляемый адмиралом И.В.Касатоновым первоначально одобрил идею велопробега. Однако, в результате почти годовой осады в виде писем и обращений со стороны Администрации области и даже с голландской стороны, Морским центром денег на велопробег выделено не было. Включить велопробег в план Центра также не удалось. Это существенно затруднило работу с командованием Северного флота, которое однако все-таки обеспечило велопробег походной кухней, спальными мешками и складными столами и стульями.
    Таким образом решение всех финансовых вопросов по велопробегу с российской стороны взял на себя областной спортивный комитет. И от старта до финиша нас сопровождала целая команда обеспечения во главе с заместителем председателя комитета В.И.Цыгановым. Председатель комитета В.А.Логинов прилетел в Амстердам поприветствовать нас на финише. Конечно во взаимоотношениях с комитетом тоже не все было просто. Комитет занимался очень многими делами и велопробег был не на первом месте. До последнего момента, фактически до июня месяца было неясно - будет ли велопробег, и в каком составе.

наверх | участники | таблица движения | фотоальбом | english
Created by Vlad Vasiliev on 23 Feb 2002
Last modified on 25 Mar 2002