Влад Васильев и Александр Гришин.
Байк - это уже не велосипед, но еще и не автомобиль

"Комсомольская правда - Мурманск" 07.06.2001
ЖМИ НА ПЕДАЛИ

Как выбрать "железного коня", с кем и куда на нем ехать?
    На улице потеплело, и душа возжелала движения и простора, Сесть бы на велосипед и помчаться по свободному от надоевшего за зиму и весну снега асфальту. Но тут-то выяснилось, что за время пока я не сидел на двухколесном транспорте, на велосипедном рынке произошла революция. Во-первых, велик стал "байком". А фирм-производителей и продавцов появилось такое количество, что в них невозможно разобраться. GT, MERIDA, TREK, CANNONDALE, SHWINN, GIANT и еще много всяких разных. Порадовали слух знакомые по авторынку названия BMW и PEUGEOT. Элементарные вопросы велоторговцев ставили меня в тупик. "Вам байк горный или шоссейный? Двухподвесочный или нет?".

    ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛА
    После просмотра нескольких особо продвинутых моделей я понял одно: банк - это уже не велосипед, но еще и не автомобиль. У него два колеса, руль, седло, педали, но на нем уже можно переключать передачи, ставить дисковые вентилируемые гидравлические тормоза, дополнительные системы защиты, компьютер и доводить базовый вариант до необходимого вам комфорта и совершенства. Еще узнал, что самый дорогой байк, который в рекламе некий артист почему-то тащит на плече, предназначен исключительно для скоростного спуска с гор, и я без специальной подготовки смогу носить его неограниченное время.
    Я выбрал двухподвесочный прозаичного черного цвета байк GT STS XCR 2000, который потянул почти на 5 тысяч долларов. А это требовало объяснений.

    ЗА ЧТО ТАКИЕ ДЕНЬГИ?
    Карбон, а точнее, углепластик - один из самых дорогих материалов, из которых изготавливают скелет байка - раму. На велосипедах GT она представляет собой одну целую трубу (STS в названии - single tube system). Рама получается прочная, легкая и жесткая.

    ПОДВЕСКА
    Велосипед снабжен двумя независимыми подвесками системы SID. Основная их прелесть в том, что они воздушные и на порядок легче пружинных, масло-заполненных и эластомерных. Передняя вилка RockShox S1DXC с воздушной амортизационной камерой - одна из самых легких в мире. Такие используют обычно на серьезных спортивных соревнованиях. Задняя подвеска с системой I-Drive - принципиально новая, разработанная GT в этом году и оснащенная амортизатором RockShox SID. Достоинство всей системы в том, что при подъеме в гору такая подвеска обладает преимуществами жесткой, значительно его облегчая.

    ПЕДАЛИ
    Контактные педали компании "Time". На каждой с обеих сторон по замку, поэтому их не надо крутить в поисках крепления. Для них требуется специальная обувь. Педали хороши тем, что ноги не соскальзывают с них при прыжках или на ухабах, нелегко отсоединяются при падении.

    КОЛЕСА
    Композитные колеса SPIN понравились мне внешним видом. Они жесткие, легкие и аэродинамичные, так как имеют всего по 3 обтекаемые спицы. Стоят дороже традиционных. На колесах - модель 1999 года - покрышки Mishelin с кевларовыми бортами. Прочные, легкие, устойчивые к боковым порезам.

    ВЫБИРАЙ НЕ ПО РУБАШКЕ
    В магазине мне сказали, что даже без подготовки и не напрягаясь по тундре и дорожкам при небольших перепадах высот можно развивать на этом велосипеде скорость в 30 км/ч. Но в первый раз усевшись за руль профессионального велосипеда, увы, невозможно по достоинству оценить, как мягко переключаются 27 скоростей и на какой приятнее всего подниматься в гору. Единственное, что можно сказать, переключая неумелыми пальцами передачи, что придумано здорово! И эти манетки, которые вчера казались мне безграмотно написанными денежными знаками, - на самом деле замечательное приспособление.
    О чем я хочу предупредить будущих велосипедистов, так это о выборе размера. Он имеет большое значение при покупке. И рост тоже. К сожалению, в основном фирмы-производители в каталогах указывают базовый размер рамы как на одежде - S, M, L, XL, или в не очень понятных нам дюймах. И тот факт, что вы носите майку, на которой написано M, не означает, что нужно покупать велосипед того же размера. Поэтому все, что остается "чайнику", - уповать на осведомленность в этом вопросе продавца, который переведет данное безобразие в нашу росто-весовую систему и поможет в выборе.

    ПОНИМАНИЕ ПРИХОДИТ С ОПЫТОМ
    Стоит ли покупать велосипед по цене "Жигулей"? Если у вас возникает такой вопрос, значит, вы не байкер. А потому - не стоит. Так как исключительно настоящий байкер знает, что это не средство передвижения, а образ жизни, способ хорошо отдохнуть и поправить не только здоровье, но и состояние души. Но если вам нужен велосипед для поездки в гараж за автомобилем или за пивом в близлежащий ларек, вам подберут модель и на этот случай. Например, велосипед белорусского производства можно купить по цене 2100 рублей. Модель GT вам предложат от 10650 до 20 тысяч рублей. Есть и за 11000 рублей. Самые дешевые велосипеды китайского производства можно приобрести на прибрежном рынке, но гарантировать их качество и надежность в эксплуатации я не берусь.

    ВЕЛОСИПЕДНЫЙ БУМ
    В последние десятилетия число велосипедов на планете стремительно растет. По оценкам зарубежных исследователей, общее их количество достигает 1 миллиарда, т.е. по 1 велосипеду на 6 человек.
    Больше всего велосипедов в Китае, около 450 миллионов. На втором месте США -120 миллионов (по некоторым данным -150). Тем не менее, наиболее "велосипедными" являются Нидерланды и Дания: по одному велосипеду на человека - в первой и чуть меньше (5 велосипедов на 6 человек) - во второй. Россия выглядит скромно: 25-30 миллионов, т.е. 1 велосипед на 5 человек.

    ВЕЛОКЛУБЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА
    Старейший велоклуб в Мурманской области находится в Оленегорске. Его основатель - Геннадий Григорьевич Барсуков - до сих пор в строю, несмотря на почтенный возраст (76 лет). Проведенная им и С. Вяткимым в прошлом году велоэкспедиция со школьниками по маршруту Петрозаводск - Вологда стала лауреатом номинации "Путешествие" смотра-конкурса экспедиций и путешествий учащихся России.
    Велоклуб "Мурман" в областном центре основан в 1986 году в значительной мере благодаря стараниям Г. Барсукова. Европейская часть России, Украина, Молдавия, Средняя Азия - здесь пролегли многотысячекилометровые маршруты его групп. Возглавляет велоклуб мастер спорта по туризму Александр Фомин. Самый молодой из действующих клубов - "Пилигримы" из Североморска - ведет отсчет с 1989 года. Наиболее "громкие" его маршруты: велопробег "Петр Великий" в Нидерланды в 1996 году (4800 км) и по странам Баренц-региона в 2000 г. (3300 км). Клуб имеет серьезную материальную базу и объединяет около 50 североморских школьников. Его руководитель Анатолий Липин вместе с супругой Ольгой полны энтузиазма и новых планов.

    ВЕЛОМАРШРУТЫ ОБЛАСТИ
    К наиболее интересным маршрутам нашего края следует отнести следующие:
    - Мурманск - Печенга - Никель с ответвлением на Рыбачий и Кандалакша - Алаккурти. Проходят по местам боев Великой Отечественной войны;
    - Мурманск - Кандалакша. Наиболее привычный для мурманчан - по Ленинградке. Летом малоинтересен, рекомендуется в зимнее малоснежное время;
    - Кандалакша - Умба - Варзуга. По Кандалакшскому и Терскому берегам Белого моря. Можно продлить до Сосновки по тропе с форсированием многочисленных речек;
    - Мурманск - Верхнетуломский - Вува - Ковдор. Грунтовые дороги по малопосещаемым районам области;
    - Верхнетуломский - Куцколь - Мончегорск или Оленегорск. Тяжелые лесовозные дороги, но красивые места;
    - Ревда - Октябрьский - Умба. Один из самых популярных участков по разбитым грунтовым дорогам;
    - Оленегорск - Симбозеро - оз. Гольцовое - Кировск. Красивый маршрут с 6-километровым продиранием через лес по азимуту;
    - маршруты по Хибинам и Ловозерским тундрам с велопокорением ряда перевалов. В основном для любителей таскать велосипеды на себе.
Влад ВАСИЛЬЕВ и Александр ГРИШИН.

Константин Соловьев.
Сквозь границы на "железном коне"

"Комсомольская правда - Мурманск" 07.06.2001
    В середине июля из Североморска стартует велопробег детей и молодежи Баренц-региона.

    3200 километров предстоит проехать юным спортсменам из велоклуба "Пилигримы" за 31 день, чтобы пересечь границы трех государств. Из них 24 дня ездовые и только 7 - дни отдыха. Велосипедисты будут двигаться в плотном строю на гоночных велосипедах со средней скоростью 25-32 километра в час. В день старта - 15 июля - им предстоит преодолеть 150 километров от Благовещенской церкви в Коле через Долину Славы, где состоится встреча с поисковиками из Полярного, до реки Титовки. На следующий день ребята побывают в Трифоновом Печенгском монастыре, на Кольской сверхглубокой скважине и комбинате "Печенганикель". А 17 июля группа пересечет российско-норвежскую границу и прибудет в Киркенес, где юные спортсмены посетят Баренц-секретариат и российское консульство.
    Впервые велопробег по странам Баренц-региона проводился в прошлом году благодаря поддержке Совета министров Северных стран, Баренц-секретариата, администрации ЗАТО Североморска, администраций Мурманской области и коммуны Сер-Варангер. Для того, чтобы велопробег стал традиционным мероприятием и к нему могли присоединиться больше молодых людей, "Пилигримы" приглашают к сотрудничеству спонсоров. Справки по e-mail:lipin@com.mels.ru и в редакции.
Константин СОЛОВЬЕВ.


Created by Vlad Vasiliev on 18 Feb 2002
Last modified on 18 Mar 2002