Марш-бросок Победы 7-8 мая


Click here -> 510x417 pix.

Click here -> 547x779 pix.

Click here -> 300x600 pix.

Диплом участника

Описание проекта.

Процессы, которые начались в нашей стране в конце 80-х годов, привели к утере значительной частью населения основных моральных ценностей, в том числе и патриотизма. Как показывают данные социологического опроса Фонда общественного мнения, опубликованные на сайте www.fom.ru, большая часть россиян сомневается в широком распространении патриотических чувств в современном российском обществе. Основными причинами столь плачевной ситуации, как видно из большинства ответов, является отсутствие веры в справедливость и мудрость нашего государства. Большинство опрошенных не смогло назвать патриотами ни одного из наиболее известных российских политиков, в том числе и президента страны. Сформировалось устойчивое представление, что коррупция среди должностных лиц увеличивается (так думают 74% опрошенных), а руководство страны либо хочет, но не может бороться с ней (32%), либо может, но не хочет этого делать (29%). Сегодня кажется тривиальной мысль, что богатства и власти невозможно достичь "честным путем".

Вместе с тем в Законе РФ "Об образовании" в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования провозглашается "воспитание гражданственности и любви к Родине". Понятно, что воспитать в детях это чувство можно только правдой, и только опираясь на глубоко продуманные подходы и методы.

Говоря о патриотизме, необходимо отметить, что объект патриотических чувств всегда един - Родина. Вместе с тем у этого имени есть много образов помимо образа "государства". "Родина" - это и "страна", это и "отчизна", и "место, где родился и вырос" и "где живут друзья и близкие мне люди". К. Д. Ушинский в знаменитой учебной книге "Родное слово" писал: "...И местная река должна вывести дитя в большое Отечество". С другой стороны образ Родины формируется в молодом человеке вместе с тем, как он по мере расширения своего жизненного опыта начинает чувствовать себя членом некоторого сообщества. Сначала это семья, родители, родные и близкие, затем друзья, взрослые люди, которым хочется подражать, соотечественники, герои настоящего времени и прошлых лет. Ощущение Родины тесно связано с желанием сделать что-то для других людей, принести им пользу. Кроме того, необходимо сказать, что потребность в Родине - это одна из сильнейших человеческих потребностей, такая же, как и потребность в матери. И каждый человек по мере взросления инстинктивно ждёт этого чувства и интуитивно ищет те места, образы, те примеры из прошлого и настоящего, которые дадут ему чувство Родины, чувство любви к Родине, которое сделает его сильным, придаст смысл всей его последующей жизни. Существует масса примеров в жизни и литературе, когда люди, уехавшие из страны, не могут избавиться от мучительного зова родных мест, ощущают, как слаб человек без Родины. Одним из наиболее ярких произведений на эту тему является не изучаемый, к сожалению, в школе рассказ Леонида Андреева "Иностранец".

Цели и задачи мероприятия

Предлагаемый проект учитывает всё сказанное выше и преследует цели:

1. Воспитание в детях любви к Родине;

2. Здоровье детей;

3. Воспитание в детях чувства коллективизма.

Указанные цели достигаются решением следующих задач:

1. Дать возможность детям увидеть и ощутить красоту северной природы;

2. Создать условия, при которых дети смогут почувствовать свою общность с героическими защитниками Заполярья, ценою своей жизни не допустивших врага в Мурманск, понять величие и огромность их подвига, испытать чувство гордости за нашу страну;

3. Путём регулярных тренировок поднять физическую подготовку детей на необходимый для совершения марш-броска уровень;

4. В ходе подготовки и проведения марш-броска поддерживать в коллективе атмосферу товарищества и взаимопомощи, стремление работать на коллектив.

Исходная обстановка

Каждый год, обычно в воскресенье, следующее за 9 мая, Администрация Мурманской области проводит в Долине Славы Митинг Памяти и другие праздничные мероприятия, посвященные Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Время начала митинга в 12.00. К этому времени в Долину Славы приезжают автобусы с ветеранами, работниками администраций и молодежью из всех городов области. В Долине Славы подразделения бригады морской пехоты за день или за два до мероприятия устанавливают армейские палатки. После митинга следует парад подразделений Северного флота. Участники возлагают цветы на могилы павших воинов. Программа мероприятия включает также показ и демонстрацию боевой техники, показательные выступления морских пехотинцев. Работает выездная торговля. Палатки дают возможность людям присесть и помянуть тех, кто в годы войны сумел здесь выстоять и победить врага. Детей привозят в Долину Славы довольно много. Однако на большинство молодых людей пассивное, праздное участие в мероприятии оказывает весьма сомнительный воспитательный эффект. Ребята фланируют по Долине в поисках развлечений, некоторые напиваются, кое-где вспыхивают драки.

Идея мероприятия

Для того, чтобы День Победы воспринимался детьми как Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, необходимо суметь провести с ними в этот день нечто такое, что потребовало бы от них тоже каких-то серьезных и, может быть, даже героических усилий. При этом мероприятие это должно быть детям доступно и интересно. Впечатления, полученные во время марш-броска несравнимо острее и памятнее, чем впечатления пассажира, который приехал в Долину Славы на автобусе.

Оптимальная протяжённость марш-броска - 30 км. Ещё больший смысл мероприятие приобретает в том случае, если участники проводят в Долине Славы ночь в палатках и сами готовят себе еду на костре.

В мае на Севере погода может быть любой, однако здесь как никогда применим принцип "Чтобы что-то понять - необходимо потрудиться".

Техническая сторона дела

В день, предшествующий Митингу Памяти, школьники с руководителем приезжают на автобусе к месту развилки на Килпъявр на 43-й километр Печенгского шоссе. Отсюда все идут пешком до Долины Славы 30 км. По пути делаем остановки у памятников (всего их 12) и возлагаем цветы. Через 10 км дважды пьем чай из термосов. Переход занимает около 5 часов. Продукты, а также палатки и спальные мешки везет автобус. В Долине Славы разбиваем лагерь, ужинаем, слушаем рассказы о войне, поем песни у костра. Утром участвуем в Митинге Памяти и других мероприятиях по плану Администрации. Кроме этого, проводим соревнования по силовой подготовке на перекладине, с привлечением всех желающих, осматриваем сохранившиеся на берегу реки Западная Лица немецкие укрепления. Возвращаемся домой на автобусе. Каждый участник получает именной памятный диплом со схемой маршрута Марш-броска, которая будет для него незабываемой страничкой истории Победы над врагом в Заполярье.

Преимуществом Марш-броска является его доступность. Здесь не требуется специальная туристическая экипировка. Дети идут по дороге в своей обычной обуви и одежде. Мероприятие т.о. можно сделать массовым. Организовать ночлег детей можно в палатках выстроенного пехотинцами городка.

Требуются спальные мешки, туристические коврики, костровые принадлежности, дрова. Необходимо накормить детей. Руководитель должен уметь рассказать детям о каждом памятнике, о боевых действиях по пути следования Марш-броска и в самой Долине Славы.

Для участников марш-броска мероприятие выливается не в 1, а в 2 дня. Аренда транспорта потребует дополнительных расходов. Денег на проведение потребуется соответственно больше, однако и эффективность мероприятия становится гораздо выше.

За месяц, или за два до мероприятия руководитель совершает с будущими участниками марш-броска пешие прогулки протяженностью около 20 км. Прогулки совершаются каждое воскресенье раз в неделю. В окрестностях Североморска существует очень удобная для таких прогулок дорога. Она ведёт в карьер, который не работает по воскресеньям, и поэтому дорога практически свободна от транспорта. В районе карьера протекает река Средняя, которая вытекает из озера Щукозеро великолепным водопадом, очень бурным в весеннее время. В результате прогулки ребята получают хороший заряд здоровья и положительных эмоций, а для кого-то река Средняя быть может, становится той рекой, о которой писал К. Д. Ушинский.

Опыт и результаты проведения мероприятия

Мероприятие проводилось в 2003 и 2004 годах. Участвовало 46 и 60 человек соответственно. В 2003 году двое маленьких детей дошкольного возраста, видимо под влиянием общего боевого настроя, неожиданно для своих родителей смогли проехать все 30 км на велосипедах. Если в 2003 году в мероприятии смогли принять участие все желающие, то в 2004 году количество участников было ограничено вместимостью автобуса и имеющихся армейских палаток. В 2005 году видимо, нужно будет подумать об аренде 2-х автобусов.

Важным результатом является также проявившийся у детей после марш-броска интерес к истории войны в Заполярье. Было задано много вопросов руководителю. Но самое главное, дети прожили день в нелёгких полевых условиях там, где 60 с лишним лет назад совершили свой героический подвиг наши солдаты. И забыть это не сможет никто из участников марш-броска.

 

Педагог дополнительного образования гимназии № 1 ЗАТО Североморск

/А. Липин/

 

Перечень использованной литературы

1. Закон Российской Федерации об образовании. Мурманск: НМЦ, 1992.

2. Дранишников В. В. Гражданское воспитание школьников. Мурманск. МГПИ, 2000.

3. Ушинский К. Д. Собр. Соч. Т.6. М.-Л., 1949. С.319.

4. Сайт www.fom.ru Фонда "Общественное мнение":

- Патриотизм и патриоты, Отчет, Опрос населения от 29.11.2001;

- Патриотические основания современной российской идентичности, Климов И. 19.06.02.


main | top
Created by Vlad Vasiliev on 9 Jul 2005
Last modified on 9 Jul 2005